Александр Воронов (Газета "Коммерсантъ" №171/П от 21.09.2020, стр. 1) рассказывает о новом законопроекте, внесённом в Госдуму группой сенаторов и депутатов, который позволит местным властям принимать программы сноса и реконструкции не только аварийного, но и любого жилья.
Среди инициаторов законопроекта глава парламентского комитета по транспорту и строительству Евгений Москвичев, сенаторы Николай Журавлев и др. Поправки к Градостроительному, Жилищному и Земельному кодексам предполагают наделить местные власти правом составлять адресные программы по реконструкции и сносу фактически любых многоквартирных домов в целях "обновления среды жизнедеятельности и создания благоприятных условий проживания граждан".
Жилищный кодекс предлагается дополнить ст. 48.2 (решение о включении в такую программу может быть принято с одобрения 2/3 собственников или нанимателей квартир). Исключить дом из программы разрешается 1/3 голосов. Порядок учёта голосов определяется местными властями. Опыт московской реновации позволил перенять некоторые нормы: переселенцы получат равнозначное жильё (по площади и жилым комнатам), в том же населённом пункте (там, где есть "внутригородское деление" - в том же районе), также, выбрать взамен старого жилья равноценную квартиру или денежную компенсацию. О понятии реновация в документе - ни слова!
Автор статьи напоминает о более ранних попытках депутатов внести на рассмотрение в Думу законопроекты о всероссийской реновации по образу московской. Галина Хованская и Сергей Миронов в 2018 году выступили с предложением включать дома в программу с согласия всех собственников, а не 2/3 и раздавать квартиры обитателям коммуналок. Петром Толстым (вице-спикер Госдумы) были даже приведены результаты социологических опросов, где 70% граждан приветствовали реновацию в своём регионе. По какой-то причине Хованская мнение поменяла и заявила о готовности к масштабному переселению граждан только в нескольких городах (Уфа, Санкт-Петербург и Казань).
В то же время Минстрой РФ опасался, что новых строек не выдержат дороги и коммунальные сети и выражал сомнения в существовании источников финансирования программы, тем более, опыт Москвы показал, что расходы существенно превысили запланированные: к примеру, в сентябре 2020 года Московским фондом реновации был проведён аукцион на строительство 60-метрового, типичного для реновации дома на ул. Долгопрудной. Новый законопроект расходов бюджета не требует - всё финансирование ложится на местных властей.
Определён порядок привлечения к стройкам инвесторов. Это компании с минимум трёхлетним опытом строительства многоквартирных домов, сдавшие не менее 5 тыс. кв.м. квартир. После сдачи новых объектов в эксплуатацию застройщик обязан передать властям коммунальную и пр. инфраструктуру.
Лейтмотивом депутатской инициативы выступает идея "комплексного развития территорий". Но такое решение местные власти смогут принимать, если половину территории занимают самовольные постройки, аварийное жильё и пр. В пояснительной записке к законопроекту сказано, что новый механизм [комплексного развития территорий] поспособствует "обновлению застройки городов и улучшению жилищных условий граждан".
Автор статьи обращает внимание на совпадении многих формулировок со скандальным законопроектом 2018 года о комплексном развитии территорий с принудительным изъятием недвижимости для муниципальных нужд по инициативе муниципалитетов, в котором, после критики, норма об изъятиях исчезла.
По мнению Г. Хованской, адресные программы сноса и строительства жилья не являются предметом регулирования Жилищного кодекса РФ, а авторы поправок пытаются избежать процедуры правительственного отзыва на законопроект, указывая, будто его реализация не потребует бюджетных расходов.
Квартет М. Оценка. Покупка. Продажа. Обмен.