Вчера вышла занимательная статья Марии Либерман под названием "Когда подешевеют участки в Подмосковье". Речь идет в основном о крупных землевладельцах, в чей собственности большие наделы (тысячи гектаров). Заполучившие, путем поглощений, скупки колхозных паев или простого захвата, свежеиспеченные латифундисты так и не смогли найти целевое применение этому активу. Конечно, большинство таких участков значительно удалены от Мегаполиса, в основном земли предназначены для ведения сельского хозяйства (перевод назначения из "сельскохозяйственного" в "жилое" губернатор Андрей Воробьев запретил еще в прошлом году). В статье дается пример совладельца банка "Развитие-Столица Рустема Терегулова (в его собственности 30 тысяч га в Волоколамском, Орехово-Зуевском, Воскресенском районах Подмосковья): даже строительство гоночной трассы Moscow Raceway, на которую было потрачено более 5 млрд. руб. не вызвало ни малейшего интереса к прилегающим земельным наделам. Еще в качестве живых образчиков упомянуты несколько похожих по своей "беде" олигархов (Александр Куликов, Николай Цветков).
Мария уточняет, что основные собственники и залогодержатели – это банки (под залог активно выдавались кредиты в конце нулевых и, почти во всех случаях, объекты оценки были завышены во много раз). Наибольшим спросом пользуется земля для жилого строительства в пределах двух-трех десятков километров от МКАД с развитой транспортной и коммунальной инфраструктурой.
"Тяжелая доля" лендлорда выпала не только олигархам, банкирам и пр. Даже несмотря на свою удаленность от Первопрестольной – их участки (хотя бы в силу своей площади) обязательно граничат с объектами инфраструктуры (газовыми магистралями, шоссе, железными дорогами, линиями электропередач). Что делать тем, кто владеет паем (бывшие колхозники или их потомки)? Тем, у кого в собственности один, пять, десять гектаров? Несмотря на отсутствие (у автора статьи) статистических данных, в полной мере можно заявить о многочисленности этой группы. Вот такие наделы чаще всего можно увидеть в рекламных объявлениях о продаже: узкие и вытянутые в длину нарезки поля, без удобных подъездных путей, электричества и главное, совершенно негодные ни для строительства (из-за категории и разрешенного использования), ни для ведения предпринимательской деятельности (из-за убыточности малых форм хозяйствования на селе). Делить такой участок на более мелкие (чем не "Вишневый сад"?) – бессмысленно: во-первых, использовать их можно будет исключительно для садоводства, сельхозпроизводства,– реже это личное подсобное хозяйство, во вторых могут возникнуть проблемы с доступом (придется обращаться в суд, чтобы установить сервитут). Судьба у такого агрария одна: объединиться с соседями и продать "оптом" (если это ликвидный объект) или в конце концов отказаться в пользу государства (для этого достаточно заполнить заявление в МФЦ). Мелкий хозяйчик не в силах ни обработать, ни получить деньги под залог, ни привлечь инвестиции. Крупные хозяева (кстати, выиграли дважды – скупив за бесценок землю и позже - получив необеспеченные кредиты), совсем не торопятся расставаться с собственностью, прекрасно понимая, что это – долгосрочная инвестиция.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением администрации сайта.
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения. Ссылка на первоисточник обязательна.