ИНКОМ-Недвижимость (ИНКОМ) подводит итоги 2019 года на вторичном рынке загородной недвижимости Подмосковья: продажи упали на 21%, собственность оформили всего 10% покупателей.
К концу 2019 года на продажу было выставлено 56 763 объекта (на 3% меньше, чем в 2018 г.), из которых 48% пришлось на коттеджи, 38% - участки без подряда (УБП), 9% на дачные дома и 5% на блокированную застройку (дуплексы, таунхаусы и пр.).
По мнению Дмитрия Таганова (руководитель Аналитического центра ИНКОМ), в прошлом году темпы сокращения экспозиции на загородной "вторичке" замедлились - например, в 2018 г. сегмент потерял 28% лотов. Дмитрий видит в этом хороший знак и объясняет его общим подъёмом активности на рынке жилья. С другой стороны, есть здесь и риски:"не происходит оздоровление предложения, а число низколиквидных объектов растёт". По прикидкам Дмитрия, адекватную стоимость имеют лишь 25% выставленных в продажу лотов. У остальных цены завышены, в среднем, на 30-40%, а то и в несколько раз.
Аналитики компании сосчитали среднюю площадь продаваемых на вторичном рынке объектов недвижимости: у коттеджа она составляет 281 кв.м., таунхауса - 200 кв.м., дачи - 76 кв.м., УБП - 13 соток. Наиболее популярный запрос среди интересующихся - дом, но небольшой, максимум 150 кв.м.
Наиболее подорожали таунхаусы. Из-за дефицита предложения за год цена поднялась на 45%, а средняя стоимость составила 16 млн.руб. Далее, идут коттеджи, где ценник превысил на 24% показатели прошлого года и остановился на уровне 9,9 млн.руб. Средний же ценник дачи упал на 5% - до 5 млн. руб., стоимость на УБП сильно не изменилась (около 2 млн.руб.).
А вот несколько примеров реальных сделок: таунхаусы покупают, в среднем, за 11,1 млн.руб. (дешевле в 1,4 раза), коттеджи - за 7,2 млн.руб., участки за 1,3 млн. руб (в 2,6 раза дешевле), дачи, в среднем, приобретают за 1,5 млн. руб. (в 3,3 раза меньше суммы, запрашиваемой продавцами). Со слов Таганова, дачи сегодня являются ходовым товаром, а те из них, имеющие удобное местоположение, исправные коммуникации и отменное обустройство быта пользуются хорошим спросом.
Средний срок экспозиции объекта недвижимости на загородной "вторичке" составляет сейчас 6-8 месяцев. Здесь важны площадь домостроения, его удалённость от МКАД и, естественно, состояние. Чем больше участок (или дом), тем дольше придётся искать покупателя.
Дмитрий Таганов основную проблему данного сегмента рынка видит в нежелании продавцов торговаться - половина хозяев согласны уступить не более 10%, а 30% о дисконте и не помышляют. К предметному разговору с покупателем о понижении цены готов каждый пятый собственник.
В итоге, сложилась следующая картина: за прошлый год на вторичном рынке загородной недвижимости Подмосковья было продано 1513 лотов в следующей "нарезке": 45% покупателей приобрели коттеджи, 41% - УБП, 10% - дачи, и 4% - таунхаус (дуплекс). По направлениям первое место заняли Егорьевское и Новорижское шоссе (по 14% сделок у каждого), Калужское и Киевское (по 7%). Далее 60 км. от Москвы расположены 54% купленных объектов, от 31 до 60 км. - 28%, до 30 км.- 18%.
Квартет М. Оценка. Покупка. продажа. Обмен.