Регистрация сделок в электронном виде и ... немного о культуре

21.09.2016
Сегодня на сайте Управления Росреестра по Москве появилась информация о количестве заявлений на регистрацию прав в электронном виде. Сообщается, что в августе с.г. в Управление Росреестра по Москве поступило 1869 заявлений на регистрацию права собственности в электронном виде (это в 2 раза больше, чем в июле). Для сравнения, за 2015 год было зарегистрировано всего 919 прав (этот сервис начал работать с апреля 2015 года в Столице, а с июня – по всей России).

Пресс-служба Росреестра называет и число обращений в августе – 2465 (это физические и юридические лица, органы власти). Вполне закономерно – больше трети (35%) заявителей – нотариусы (первая такая регистрация была проведена именно по заявлению московского нотариуса). Напомним, некоторые сделки с этого года подлежат обязательному нотариальному удостоверению (Федеральный закон от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"), что наглядно показывает данная статистика. Для нотариальных контор это серьезное финансовое подспорье: в среднем за квартиру до 10 млн. руб. нужно уплатить нотариусу 0,003% по тарифу, от 3 тысяч рублей за "техническую работу" и 2 тысячи – государственная пошлина.

Даже несмотря на недешевую стоимость оформления, это имеет свои преимущества (см. Оформление сделок с недвижимостью). Правда, здесь есть два небольших нюанса. Первый - не все нотариусы активно пользуются электронным документооборотом с Росреестром (некоторые, напрямую - помощником- доставляют и получают зарегистрированные документы), дополнительно взимая с продавца и покупателя плату за изготовление доверенности. Второй – это банки. Любая сделка - это взаиморасчеты (кстати, не у всех нотариусов открыт депозит). Но, к сожалению, некоторые финансовые учреждения (особенно в Московской области) для закрытия сделки требуют документ (зарегистрированный договор) с квадратным штампом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Но и эти мелочи не подвергают сомнению то удобство, минимальное вовлечение человека, экономию времени, которую дает регистрация прав на недвижимость в электронном виде.

В завершение, хочется добавить, что сегодня мир – это единое информационное пространство. Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), которая и используется при "электронной регистрации", основана на компонентах (Oracle Enterprise Service Bus) американской корпорации Oracle (подразделения более чем в 145 странах, по данным Wikipedia) - второй после Microsoft. А это означает следующее: новая технологическая культура, в кратчайшие сроки приходит даже в самые "недоступные" места нашей планеты, за год или несколько лет в корне меняя всё, ставя в один ряд новичков и старожилов отношений в сфере собственности, права etc.
Конечно, цена каждому своя: кто-то переплачивает за это в десятки раз, но при этом, всегда есть выбор: прыгнуть на голову выше (оставим эту "грядку" философам) или сгинуть в анналах истории...

Точка зрения автора может не совпадать с мнением администрации сайта.
Частичное или полное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения. Ссылка на первоисточник обязательна.

← Все новости