В мониторинге государственных услуг Росреестр участвует с 2012 года, получая оценки через портал "Ваш контроль" с помощью SMS-сообщений, на портале госуслуг, сайтах ведомств и инфоматах в МФЦ. В прошлом году система помогла оценить более 40,8 млн. оказанных ведомством услуг (на 52,4% больше чем годом ранее).
Однако, у Счётной палаты (СП) есть своё мнение о работе Росреестра. Накануне, СП на своём сайте опубликовала релиз с критикой "регистраторов", лейтмотивом которой является грубое нарушение сроков (только на протяжении 2018 года срок внедрения системы переносился трижды, из-за аварии в центре обработки данных ПАО "Ростелеком", в августе, работа была приостановлена в 51 регионе) на всех этапах проекта перехода на федеральную государственную информационную систему ведения Единого государственного реестра недвижимости (ФГИС ЕГРН) – модулей-подсистем, обеспечивающих исполнение государственных функций, предоставление государственных услуг подразделениями Росреестра при регистрации прав на недвижимое имущество, ведение Единого государственного реестра недвижимости и пр.
Систему Росреестр внедряет с 2014 года (на дату проверки она обошлась государству в 1,9 млрд. руб.), и она должна заменить 8 програмных комплексов, обеспечивающих, на тот момент, автоматизацию работы службы государственной регистрации. Но непосредственная деятельность началась только в ноябре 2017 года, полный переход плавного переключения на систему (планировался к 29.08.2018 г.) не завершён до сих пор. Сегодня, в 34 регионах, в том числе Москве и Московской области, государственные услуги ведутся на основе унаследованных систем. Окончательные сроки внедрения на момент проверки не определены.
По словам Веры Чистовой (Заместитель Председателя СП.-Прим.), декабрьское совещание в правительстве, на котором Федеральная служба государственной регистрации представила дорожную карту, дало СП основания полагать о наличии серьёзных рисков и новых, существенных затрат.
Претензии СП заключаются также в предложении Росреестром изменения програмной конфигурации с переходом на использование коммерческого програмного обеспечения иностранного производства (противоречит стратегическим документам РФ.- Прим.), отсутствия резервного центра обработки данных (работа ведётся на одном арендованном у ПАО "Ростелеком" ЦОДе) и т.д и т.д.
В Росреестре заверили, что таких проблем больше не будет:
Мы разработали новый план, где предусмотрены уже 3 центра обработки данных. Работы над реализацией этой модели идут с 7 февраля.
заместитель Министра экономического развития РФ – руководитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Виктория Абрамченко
О трудностях и сбоях при объединении ЕГРН мы писали ещё два года назад (читай: Шаг вперёд, два шага назад?), но, к сожалению, за это время серьёзного улучшения (не то, чтобы прорыва) так и не произошло. Весьма чувстительны к сбоям системы профессиональные участники рынка недвижимости московского региона (риэлторы, нотариусы, банки и пр.). Из-за постоянных "регламентных работ" ЕГРН затягиваются установленные законом сроки регистрации, срываются сделки, стороны несут прямые и косвенные убытки. Решения о регистрации принимаются в моковском офисе Росреестра – в случае приостановки регистрации перехода права собственности по сделке, происходящей, например в Орехово-Зуево, заявителям придётся ехать в Столицу для устранения её причин.
Риэлторы агентства недвижимости Квартет М рекомендуют всегда иметь дубликаты документов на бумажных носителях, предусматривать риски, связанные со сбоем систем, где примененяются автоматизированные процессы (электронная регистрация, банковские транзакции и пр. и пр.) и всегда обращаться к профессионалам – они смогут найти выход из любой трудной ситуации.
Квартет М. Оценка. Покупка. Продажа. Обмен.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением администрации сайта. Частичное или полное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения. Ссылка на первоисточник обязательна.