Повышения ставок по ипотеке приводит к перераспределению покупателей среди агентств недвижимости. Что при отсутствии стрессовых сценариев привело к снижению продаж у большинства риэлторов во втором полугодии.
По уточнённым данным Банка России, за первые 3 месяца 2019 года выдано 284 тыс. ипотечных кредитов на сумму 618 млрд. руб. Из них, доля рефинансирования составила 5,6%. Ипотечный портфель банковского сектора достиг на конец марта 6,9 трлн. руб.Эксперты прогнозируют рост выдачи жилищных кредитов из-за развития властями ипотечных программ с льготными условиями (субсидируемая ставка, распространяемая на семьи с двумя или более детьми, может поднять показатели продаж на 10%, а включение в программу других категорий населения – на 85%). При этом, по мнению экспертов корпорации, с учётом доли реализованного жилья, банки понизят девелоперам процент по кредиту, вследствие чего, последние начнут вести агрессивные продажи на старте реализации ЖК, усилится маркетинговая активность, увеличатся расходы, которые, в конечном итоге, придётся разделить покупателям.
По мнению риэлторов, сегодня на рынке новостроек старой Москвы спросом пользуются проекты комфорт-класса (примерно 60% покупок): однокомнатные квартиры (38 кв.м.) и двухкомнатные (55 кв.м.). "Цикл уменьшения площадей", порождённый кризисами 2008 и 2015 гг. скорее всего пройден, рынок насыщен малогабаритными студиями по 25 кв.м. и "евродвушками" по 45 кв.м. – такие объекты сегодня широко представлены на "вторичке" и для застройщиков могут составить серьёзную конкуренцию. В "раритетах" остались двухуровневые квартиры и жильё с террасами – их стоимость высока, а полезная площадь весьма скромная.
По оценке специалистов, совсем скоро, девелоперам придётся существенно повышать качество проектов (создавать насыщенную внутреннюю инфраструктуру, архитектурные и дизайнерские решения), чтобы оставаться конкурентоспособными, одновременно выдавая рынку бюджетные предложения и сохраняя свою маржу, что окажется непростой задачей. В этом случае, есть риск оттока клиентов в Подмосковье, с проектами, по концепции, не уступающим столичным и ценами – ниже на четверть.
Трудно не согласиться с этим, но на рынке новостроек старой-и-Новой Москвы условия приобретения жилья (читай – предложение) определяет десяток крупных компаний, а не покупатели. На этом рынке структура предложения определяет весь спрос. К примеру, в отдельной локации, присутствующие девелоперы, скрывая за красивой обёрткой однотипные концепции (с одинаковыми по площади квартирами, степенью готовности проекта и т.д.), проводят единую маркетинговую политику, ограничивая выбор либо наиболее дешёвыми предложениями с весьма отдалёнными сроками сдачи, либо готовыми квартирами "с ключами". Учитывая конъюнкутуру и огромные финансовые/лоббистские возможности (вытеснение с рынка небольших застройщиков, заинтересованных в быстром обороте средств и, как правило, продававших "сразу всё", без "заначек", отсутствие качественного предложения на вторичном рынке Москвы (читай I квартал 2019. Итоги.), застройщики-гиганты ещё не один год смогут получать баснословные прибыли, не слишком оглядываясь на предпочтения покупателей, и старая поговорка о том, что в Москве плохо строят, потому что хорошо покупают, скорее всего, проживёт в народе ещё не одно десятилетие.
Точка зрения автора может не совпадать с мнением администрации сайта. Частичное или полное копирование материалов сайта возможно только с письменного разрешения. Ссылка на первоисточник обязательна.
Квартет М. Оценка. Покупка. Продажа. Обмен.